Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Настоящую зиму можно пока не ждать. Прогноз погоды на 23−29 декабря
  2. Состоялся матч-реванш между Усиком и Фьюри. Кто победил
  3. По госТВ сообщили о задержании «курьеров BYSOL». Его глава сказал «Зеркалу», что не знает такие фамилии (и это не все странное в сюжете)
  4. В российской Казани беспилотники попали в несколько домов. В городе закрыли аэропорт, эвакуируют школы и техникумы
  5. США призвали своих граждан немедленно покинуть Беларусь (уже не в первый раз)
  6. Численность беларусов, официально проживающих в Польше, выросла в пять раз. Сколько их
  7. Эксперты считают, что Путин обрабатывает детей и подростков ради будущей войны с Европой. Вот конкретные примеры
  8. Стало известно, кто был за рулем автомобиля, въехавшего в толпу на рождественской ярмарке Магдебурга. Число погибших выросло
  9. Экс-дипломат Павел Слюнькин поступил в один из лучших вузов мира. «Зеркало» узнало, как ему это удалось и кто платит за образование
  10. Погибли сотни тысяч людей. Рассказываем о самом смертоносном урагане в истории, который привел к падению диктатуры и развалу государства
  11. Что означает загадочный код R99 в причинах смерти Владимира Макея и Витольда Ашурка? Узнали у судмедэкспертки (спойлер: все прозаично)
  12. Кто та женщина, что постоянно носит шпица Умку во время визитов Лукашенко? Рассказываем
  13. Путин рассказал о «нулевой» и третьей мировых войнах


Силовики и пропаганда давно взяли курс на публичную психологическую пытку несогласных с их политикой и действиями людей. «Покаянные» видео с задержанными, интервью госканалам, когда политзаключенным из СИЗО или колонии после сильного давления приходится «признаваться в преступлениях», оговаривая себя, в надежде, что за такое «раскаяние» их быстрее отпустят на свободу. А еще суды над людьми на предприятиях и в организациях, где они работают. Разбирательства в вузах и даже школах с трудными учениками на глазах у одноклассников и родителей. Почему властям в Беларуси так нужны показательные расправы? В колонке для «Зеркала» порассуждал Сергей Попов.

Сергей Попов

Врач-психиатр, психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации, бывший заместитель председателя этического комитета Беларусской психиатрической ассоциации.

«Публичные суды — симптом расщепления и отставания в развитии, аналогичный раздвоению личности у человека»

Общество и нацию можно рассматривать как субъект. Любая группа людей, большая и маленькая, перестает быть просто группой индивидуумов — она проявляет себя как отдельный организм со своей внутренней структурой, особенной физиологией, взаимодействием с внешним миром и другими обществами-субъектами. У любого организма случаются болезни, которые проявляются симптомами, повреждениями и иногда смертью. Конечно, напрямую использовать медицинские диагнозы для обозначения проблем общества нельзя, но в некоторых случаях очень даже возможно.

Например, как субъект современное беларусское общество и нация страдают разными расстройствами. Это похоже на психические расстройства у человека, которые проявляются специфическими симптомами, приводят к остановке развития и неблагополучию отдельных частей общества-организма — групп людей, поколений и в итоге индивидуумов. Один из таких симптомов болезни общества проявляется феноменом публичных судов, о которых в последнее время пишут очень часто. В дополнение к «покаянным» видео такого рода процессов становится больше, и это позволяет сказать, что данная болезнь прогрессирует.

Публичные суды — это симптом расщепления и отставания в развитии, аналогичный раздвоению личности и задержке психического развития у человека как субъекта. При расщеплении то, что должно быть единым — в нашем случае беларусское общество, — делится на части, которые по разным причинам не могут быть интегрированы, но и при этом не могут существовать одна без другой. Это разъединение очевидно для всех: есть режимная авторитарная Беларусь и демократическая, ориентированная на Запад и противоположная ей, ориентированная на Восток; есть два языка, «оставшиеся» и «уехавшие», «ябатьки» и «змагары» и так далее.

Зачинщикам этой болезненной ситуации — представителям режима, необходимо постоянно самоутверждаться, поддерживая свое чувство иллюзорного всемогущества. Убеждать себя и других в том, что они сильны, хотя в реальности таковыми не являются (взять хотя бы полет беларуски в космос, который и был задуман как демонстрация этого могущества, но получилось совсем наоборот).

Для этого и нужны показательные расправы — публичные суды в школах, на предприятиях или в пропагандистских телешоу. А все, что может так или иначе выдать, как все обстоит на самом деле — показать, что «король голый» и психически нездоров, — вызывает сильнейшее неприятие. Можно сравнить это с аутоиммунными реакциями, когда антитела атакуют клетки собственного организма.

«Идеал беларусского режимного гражданина нам показали на ВНС»

Само наличие и существование иного, отличного вызывает у представителей режима интенсивные параноидные реакции, и они в этой паранойе живут 24/7, распространяя ее як ядовитый газ, заражая себя и других, более нейтрально настроенных людей.

Паранойя — неотъемлемый признак расщепления и раздвоения личности (при этом в обществе параноят представители каждой стороны, просто каждый — по-своему). А аутоиммунная реакция, направленная против несогласных, разрастается в нетолерантность, становится ксенофобией. Показательные суды — это чистое ее проявление. И неважно, за что осудят того или иного человека. Если он не вписывается в систему, ему прямо демонстрируют: либо ты полностью станешь как мы, либо будешь публично изгнан. А идеал беларусского режимного гражданина нам показали на кадрах недавно прошедшего ВНС.

Этот перверсивный (от лат. perversis — перевернутый, извращенный) подход система пытается донести до всех. Ксенофобия приводит к тому, что психическая и культурная жизни общества становятся примитивными, а насилие легализуется и может разрастись до невероятных масштабов — вплоть до самосудов.

Впрочем, показательные разбирательства — это не что-то новое. Этот примитивный механизм решения внутренних конфликтов на ранних стадиях становления использовали многие, теперь уже развитые общества. Примером могут быть суды Линча в США после Гражданской войны. Тогда неугодного без всякого суда и следствия в лучшем случае могли обмазать дегтем, вывалять в перьях, провести через весть город, подвергая позору и унижению, а затем изгнать. А в худшем — человека убивали через повешение, пытки или сожжение на костре.

Беларусские власти делают ровно то же самое, но с поправкой на современность. Обмазывают словесным д*рьмом, стигматизируют человека, публично подвергают моральному насилию. А после изгоняют из общества, посадив в тюрьмы или вынудив покинуть страну. В некоторых случаях — убивают. Это не про преступление, обвинение, наказание, покаяние — это про публичное подавление инакомыслия. Важно, что в основе такого «суда» — преступление на почве ненависти и ксенофобии. Это показывает, что развитие общества задерживается, оно патологически расщепляется.

«Многие годы Беларусь все равно будет оставаться поставторитарной. А еще — с высоким риском „рецидива“»

Ксенофобию и склонность к расщеплению просто так не искоренить — это идет из человеческой природы. Из ранних стадий формирования психики, когда все мы чувствовали себя центром мира, который нам как бы обязан, а последующее осознание, что это не так, вызывало сложные чувства. Но если человек с раннего детства еще и недополучил достаточно безусловной материнской любви и заботы, он будет бессознательно стараться сохранить свое чувство всемогущества, развивая навыки подавлять все, что указывает на обратное. И очевидно, что просто избавиться от той части жителей Беларуси, которая функционирует на более примитивном уровне, невозможно. Этот вариант кажется быстрым и простым по принципу хирургии: злокачественная опухоль должна быть удалена. Это правильно и адекватно, но в отношении общества — неприменимо.

Даже если наиболее злокачественные элементы будут удалены и завтра в Беларуси все поменяется, многие годы страна все равно будет оставаться поставторитарной. А еще — с высоким риском «рецидива». Как и в психиатрии: даже если симптомы расстройства исчезли, в первое время мы не можем говорить о выздоровлении человека — только о нестойкой ремиссии.

А для общества, скорее всего, лекарства и нет. Если мы определяем, что публичные суды — преступные действия, лишь одно из проявлений примитивного функционирования и следствие незрелых деструктивных психических импульсов их исполнителей, то из этой проблемы можно только вырасти. Учиться придется многому. Но сначала преступления должны прекратиться — атаки на людей должны быть остановлены.

В медицине мы изолируем или уменьшаем патологическое и разрушительное действие на организм. Если человек представляет угрозу для окружающих, его тоже изолируют. Но не просто «с глаз долой из сердца вон». В обществе необходимо создавать условия для контакта и диалога, для возможности понять, что не так, в чем есть нужда и потребность, как это можно решить более приемлемыми и конструктивными способами.

Беларусы только учатся разговаривать друг с другом. Даже в группе самых демократически настроенных людей порой наблюдаешь, как незаметно устанавливается то же расщепление и функционирование на уровне «только я знаю, как правильно, если вы не со мной, то вы враги». Из этого придется вырастать и обществу, и каждому из нас.

Состояться диалогу помогают закон, рамка, границы. Только примитивные и преступные общества живут не по законам, а «по понятиям». И эти понятия легко меняются, как выгодно стороне, которая террором и силой определила себя единственной главной.

Так вот, суть этого роста, о котором я говорил, — в понимании, что различия хоть и напрягают, но они сами по себе не угроза. Мы нуждаемся друг в друге разных и можем помогать в том, чтобы обеспечить стабильное развитие социума вокруг нас. Звучит несколько фантастически в современных реалиях, когда люди так разделены политическими взглядами, но для движения вперед это необходимо.

Учиться нужно у тех, кто уже прошел путь такой интеграции. Конференции, семинары, программы обмена студентами и специалистами — вот что должно быть вместо публичных судов и идеологической промывки мозгов в школах, университетах и на предприятиях. То, что сейчас делает власть, заставляет отказываться от индивидуальной в пользу примитивной, групповой — неразвитой и упрощенной психологии.

В индивидуальной психологии важна способность свободно мыслить и решать вопрос, как разные индивидуальности могут жить вместе. В простом групповом функционировании все должны забыть о себе как о личностях. Там существует только «мы», способное «забросать какашками», как это делают приматы, — то есть облить грязью выбранную жертву. И в этом большая опасность для будущего страны. Знаю, что многие беларусы сопротивляются этому. Может быть, то малое, но важное, что возможно делать сейчас, — поддерживать развитие индивидуальности каждого человека в разных сферах и не вступать в «мафию». Стараться не жить по понятиям, которые предлагает государство, какими бы упрощающими жизнь они ни казались. Ведь жизнь простой не бывает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Беларусские силовики живут буквально средневековыми ценностями. Об этом можно и нужно говорить. «Зеркало» дает возможность высказаться как обычным людям, так и известным экспертам и колумнистам. Для нас важно, чтобы вы слышали разные мнения, а не только «идеи» людей в погонах, которые только усугубляют «болезни» нашего общества.

Поддержите редакцию, чтобы мы продолжали называть вещи своими именами

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться профессиональным и независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Всё о безопасности и ответы на другие вопросы вы можете узнать по ссылке.