Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Путин рассказал о «нулевой» и третьей мировых войнах
  2. Погибли сотни тысяч людей. Рассказываем о самом смертоносном урагане в истории, который привел к падению диктатуры и развалу государства
  3. Стало известно, кто был за рулем автомобиля, въехавшего в толпу на рождественской ярмарке Магдебурга. Число погибших выросло
  4. Настоящую зиму можно пока не ждать. Прогноз погоды на 23−29 декабря
  5. США призвали своих граждан немедленно покинуть Беларусь (уже не в первый раз)
  6. Состоялся матч-реванш между Усиком и Фьюри. Кто победил
  7. Кто та женщина, что постоянно носит шпица Умку во время визитов Лукашенко? Рассказываем
  8. Что означает загадочный код R99 в причинах смерти Владимира Макея и Витольда Ашурка? Узнали у судмедэкспертки (спойлер: все прозаично)
  9. Экс-дипломат Павел Слюнькин поступил в один из лучших вузов мира. «Зеркало» узнало, как ему это удалось и кто платит за образование
  10. Численность беларусов, официально проживающих в Польше, выросла в пять раз. Сколько их
  11. В российской Казани беспилотники попали в несколько домов. В городе закрыли аэропорт, эвакуируют школы и техникумы
  12. Эксперты считают, что Путин обрабатывает детей и подростков ради будущей войны с Европой. Вот конкретные примеры
  13. По госТВ сообщили о задержании «курьеров BYSOL». Его глава сказал «Зеркалу», что не знает такие фамилии (и это не все странное в сюжете)
Чытаць па-беларуску


Депутат Олег Гайдукевич побывал на передаче пропагандиста Григория Азаренка и отметился рядом сексистских высказываний. Например, он заявил, что белорусок за границей ждет «ужасная судьба» и там их «используют и выкинут на помойку». Белоруска из Вильнюса Анна Златковская объясняет политику, почему такие высказывания — дикость.

Анна Златковская

Писатель, журналист, колумнист

Автор книг «Охота на бабочек» и «Страшно жить, мама», колумнист kyky.org и ныне закрытого журнала «Большой». Два года как вынужденно покинула Беларусь, но надеется, что однажды сможет вернуться домой.

И снова очередное странное сексистское высказывание в адрес женщин, на этот раз от депутата Гайдукевича, основной посыл которого таков: белоруски только на то и годятся, чтобы быть удобным предметом в руках мужей.

Когда начались протесты, многие говорили, что это женская революция. И, как подчеркнула философ Ольга Шпарага, женщины вышли не защищать мужчин (хотя это уже само по себе заявление силы), они вышли защищать себя, свои голоса и свои жизни. «Женщины стали видны». Эта видимость была очень неугодна властям, транслирующим один и тот же постулат: место женщины — на кухне. Тут стоит вспомнить высказывание Лукашенко о том, что у нас конституция не под женщину, та рухнет, бедолага, если станет президентом. Наверное, поэтому сторонники политика до сих пор называют Светлану Тихановскую «котлетницей», все никак не могут смириться с тем, что она справляется с ролью лидера, не падает без сил на асфальт, не жалуется, даже наоборот — несгибаема и не сдается, следуя ценностям демократии.

И хочется ответить депутату Гайдукевичу и всем подобным ему, считающим, что судьба женщины сложилась, только если она вышла замуж, нарожала кучу детей и получает за это благодарственную дань от мужика.

Во-первых, стать содержанкой мечтают не все белоруски. А жить за чей-то счет, отдавая взамен свое тело — именно об этом, если не сказать шире. Я никак не оспариваю право девушек на такую роль, но если бы все предпочитали такой образ жизни, кто бы тогда лечил, играл в театре и кино, просто объяснял белорусам экономические решения властей и занимался миллионом других важных вещей? Рекомендую Гайдукевичу и людям с подобным мышлением посмотреть по сторонам — и, о боги, они увидят, сколько женщин рядом с ними обеспечивает самих себя, как занимая высокие должности, так и являясь профессионалами в своем деле.

Во-вторых, женщина нужна сама себе. Представляете? Нет, конечно, иначе бы не извергали всю эту чушь. Современная белоруска — не обслуживающий персонал, не предмет вашего интерьера, не тренажер для сексуальных услуг, она личность, которая способна быть счастливой, проживая эту жизнь без мужчин. Тем более без мужчин-абьюзеров и домостроевцев, интеллект которых застрял где-то между ширинкой и желудком. И, если на то пошло, это именно вас, мужчин, сегодня выбирает женщина, а не наоборот, потому что способна саму себя обеспечивать, путешествовать, развиваться и образовываться.

В-третьих, сколько можно роптать на заграницу? Вас так обижает, что белоруски и белорусы, ратующие за демократические ценности, а не за тоталитаризм, выбирают жизнь в Европе, а не в Беларуси, где за комментарии сегодня можно присесть на пару лет? Статья 33 Конституции Беларуси, на всякий случай напомню: там про свободу мнений и убеждений.

Я понимаю, что сейчас снова нажму на больное, но тут, в Европе, жить хорошо. Мы не стоим вдоль трасс с протянутой рукой, не молим поляков и литовцев взять нас в жены. Мы наслаждаемся жизнью без нарратива, где женщину воспринимают лишь как дополнение. Здесь не нужно питать нелепых надежд на брак, чтобы стать счастливой, счастье наше сегодня заключено в свободе. Это такая штука, когда знаешь, что в твой дом не ворвутся силовики и на глазах у ребенка не потащат тебя в автозак, а малыша не сдадут в детский дом. Это когда тебя не называют проституткой лишь за то, что ты решила стать кандидатом в президенты или вышла на улицу с цветами, призывая не избивать людей до смерти.

Это право быть собой (с мужем или без него), право на защиту от домашнего насилия, когда в нашей прекрасной Синеокой закрывают организации, помогающие пострадавшим. Это возможность открыть свой бизнес не выходя из дома, без длительного забега по инстанциям с бумажками, всего лишь пара кликов — и ИП у тебя в кармане. Что мы и делаем, между прочим. Понимаю, что расстрою, но злотые и евро мы у европейцев не вымаливаем, мы их зарабатываем сами, создавая и предлагая классные вещи, творчеством и способностями, простирающимися дальше кроватки и кухни, как вы привыкли полагать.

А в Беларусь мы вернемся. Обязательно! Счастливые, красивые и в свободную от тоталитаризма и агрессии страну.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.