Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Чытаць па-беларуску


/

В декабре 2024 года в нашем и российском прокате стартовал фильм «Черный замок», снятый по роману Владимира Короткевича. Картины «Беларусьфильма» традиционно вызывают ироничные улыбки и скепсис, но в этот раз получилось снять достойную картину, которую не стыдно рекомендовать к просмотру. Наша редакция получила в свое распоряжение фильм, который продолжает идти в беларусских кинотеатрах, и рассказывает о впечатлениях.

Версии Короткевича, Пташука — и Шпригова

В основе фильма, снятого в партнерстве с российскими компаниями, — роман «Чорны замак Альшанскі». Это одно из последних крупных произведений классика беларусской литературы Владимира Короткевича, законченное им в 1979-м, за пять лет до смерти. Беларусам оно известно своей экранизацией, сделанной, что редко бывает, по горячим следам. В 1983-м этот детективный роман вышел отдельной книгой, а уже в следующем году на экранах появился одноименный фильм Михаила Пташука — впрочем, не самый удачный. «Замок» остается востребованным и в наши дни. С недавнего времени книгу Короткевича проходят в школе — она заменила другой роман классика, «Каласы пад сярпом тваім», ставший неугодным властям.

Их логика понятна: роман аполитичен, одна из сюжетных линий посвящена событиям Второй мировой, а в качестве положительных персонажей — сотрудники беларусской милиции. Казалось бы, эти обстоятельства — идеальный шанс снять фильм в нужном для властей ракурсе (вспомним активно раскручиваемое уголовное дело о геноциде и т. д.). Да и Михаил Пташук уделил Второй мировой повышенное внимание — почему бы не следовать традиции?

Но нет: российский сценарист Глеб Шпригов заметно упростил сюжет и свел несколько короткевичевских временных пластов к двум. Это современность, в которой в руки ученого Антона Космича попадает старинное Евангелие с посланием, ведущим к пропавшей казне и драгоценностям, украденным в XVII веке князем Ольшанским. А также события того времени — главный герой периодически проваливается в прошлое, видя события с участием князя своими глазами.

Войны среди этих пластов нет: в фильме ей посвящена всего одна сцена, снятая абсолютно корректно, герои уголовного розыска далеко не двигатели сюжета. Скажем больше: в романе нет никакой идеологии — нонсенс для современной продукции «Беларусьфильма» (сцену во время подавления восстания — речь об исторической сюжетной линии — можно отнести к ней с большими натяжками, скорее она отображает реалии того времени).

Постер к фильму «Черный замок». Фото: belarusfilm.by
Постер к фильму «Черный замок». Фото: belarusfilm.by

В фильме Космич превратился в молодого профессора (в реальности это звание получают в куда более взрослом возрасте), небезразличного к женскому полу. В романе герой живет в обычной пятиэтажке без лифта. В фильме у него и его друга Марьяна Пташинского (именно к последнему в руки первоначально попало то самое Евангелие) богатый антикварный магазин в центре столицы, у Антона дорогая машина и жилье в центре города (все эти эпизоды снимались в Минске) и т. д. Уже на этих примерах понятно: такие изменения направлены на то, чтобы сделать героев современными, а действие динамичным. И создателям картины удается. Да и снят фильм «по мотивам романа», это не дословная экранизация, что отметает какие-либо претензии по изменению сюжета.

Индиана Джонс из Беларуси или России?

Формат картины — приключения а-ля Индиана Джонс. Снимал ее россиянин Кирилл Кузин. До этого он выпускал полнометражные комедии «Самый лучший фильм» и «Самый лучший фильм 3-ДЭ», «Залетчики», «Война полов» (их рейтинг на «Кинопоиске» варьируется от 1,4 до 3,1 балла из 10), несколько комедийных сериалов, а также сериал и фильм в жанре фэнтези «Сергей против нечисти». Согласитесь, не самый представительный список. Поэтому каких-то прорывных идей от «Черного замка» ждать не стоит. Не будет здесь и детального восстановления атмосферы прошлого с вниманием к деталям.

Антон Космич и студентка Стася. Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by
Антон Космич и студентка Стася. Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by

Тем не менее обедни Кузин не испортил. Главный герой (в картине его роль исполняет актер Евгений Шварц) вместе с подругой — студенткой Стасей (Вероника Устимова), вялая влюбленность которой остается платонической, проваливаются в подземелья, идут подземными ходами, уворачиваются от выстрелов киллера и расшифровывают таинственные записи. Минимум спецэффектов, зато динамично, профессионально и с симпатией к Беларуси — кадры природы и памятников архитектуры радуют глаз.

Почему с симпатией, а не с любовью? «Черный замок» — отечественный фильм, который создавался на национальной киностудии, в беларусских интерьерах (съемки проходили в Лидском и Мирском замках, в Полоцке, Глубоком, Гродно). Однако наших актеров можно с трудом найти разве что в эпизодах и массовке. Во всех серьезных ролях — приезжие россияне (Евгений Стычкин, Виктор Вержбицкий), по ту сторону камеры также люди из этой страны. Когда понимаешь это, в очередной раз становится невероятно обидно за своих — как уехавших, так и оставшихся.

Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by
Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by

Кино было, есть и будет верным и самым быстрым путем покорения зрительских сердец. Светлана Зеленковская, ставшая отечественной звездой после достаточно средней картины «Анастасия Слуцкая», не даст соврать. Популярной ее сделал именно этот фильм, а никак не куда более интересные и сложные роли в Купаловском театре. «Черный замок» мог без особых проблем раскрутить беларусские имена, заставить соотечественников ходить на своих и восхищаться ими, но предсказуемо не сделал этого.

На русском языке, но с министром культуры

Впрочем, чему удивляться. Например, в пропагандистском фильме 2023 года «На другом берегу» среди беларусов в главных ролях оказался лишь нынешний министр культуры Руслан Чернецкий (он засветился и в «Черном замке»). Из больших картин «Беларусьфильма» последнего времени наши соотечественники играли главные роли лишь в «Купале» и «Авантюрах Прантиша Вырвича» — по неслучайному совпадению обе эти картины 2019 года давно и прочно лежат на полке. Так что беларусское кино в очередной раз снимается без беларусов.

Антон Космич и студентка Стася. Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by
Антон Космич и студентка Стася. Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by

Та же ситуация с родным языком. В стране около девяти миллионов жителей, но беларусский словно звучит в «Черном замке» считаное количество раз (например, когда герои поют национальные песни). Получается возврат к советской традиции, когда для национальных языков существовала резервация — народная культура. Для всех остальных сфер оставался русский.

В «Черном замке» есть и другие спорные моменты. Раскрывать их — значит спойлерить сюжет, и делать этого мы не станем. Отметим лишь, что мистическо-вампирский эпизод в финале выглядит не очень убедительно. Но кардинально восприятие картины они не меняют.

Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by
Кадр из фильма «Черный замок». Фото: belarusfilm.by

«Черный замок» вряд ли попадет в энциклопедию беларусского кино или список 50 лучших беларусских фильмов за всю историю. Но глобально за него не стыдно и — держа в голове минусы, о которых мы говорили выше — его можно рекомендовать к просмотру.

Для одних зрителей, знающих о планах «Беларусьфильма» снять кино о вторжении России в Украину, это аполитично-развлекательный «луч света в темном царстве». Для других — возможность переключиться от современных реалий. Для третьих (в первую очередь, речь о подростках), сталкивающихся с засильем российской повестки на телеэкранах, это неожиданная возможность увидеть Беларусь на экранах и заинтересоваться своей историей. Не самый худший вариант в нынешние непростые времена.